Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 7 января 2014 г.

Какими игрушками играли дети последнего русского царя Николая II: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.

В Сергиевом-Посаде есть музей игрушек :старый особняк красного кирпича  над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры, конечно, самый волшебный из всех музеев. Несмотря на название, он притягивает взрослых не меньше, чем детей. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.
Музей игрушек в Сергиевом Посаде.
У этих игрушек очень непростая судьба. Вот, что рассказывает главный хранитель музея Тамара Никитична Атюшева:
"С 1918 по 1931 год, были постоянные экспозиции  в Александровском дворце в Царском Селе: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника». Естественно, там были и игрушки. А потом, после 31-го года, все царское, и особенно то, что не вписывалось в образ «монархов - угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни.
 После 1931 года экспозиции эти были свернуты. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам... И с тех пор следы царских игрушек официально теряются. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение наш музей в 32-м году. У музея не было тогда даже своего помещения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Причем без всякого указания, что это вещи особенные. Просто «Куклы XIX века», и все. Нашлись, к счастью, энтузиасты, которые по своей инициативе их поддерживали, реставрировали, одна из реставраторов даже отрезала себе волосы и подарила их одной из кукол."
«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.

О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.

Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий...
«Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».

Изданная в России в начале XX века и содержащая 95 предметов, она также способствовала сохранению и развитию национального самосознания членов Царствующего Дома Романовых.

Настольная игра "Путешествие по России" 1885 год.
Был бумажный настольный детский   театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.
http://s008.radikal.ru/i305/1109/20/b1f41750f65c.jpg
Декорации к спектаклю "Жизнь за царя"
У цесаревича Алексея был театр Гиньоль , принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.
http://gorod-pushkin.info/photo/teatrkukol.jpg

Кукольный театр Гиньоль
 
У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить, скажем, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек  эти часы попали разобранными на детали,когда часовщики их собрали, они пошли.

Шахматы, которыми играли дети в царской семье. 

Игра настольная "Христос Воскресе!" Россия начало 20 века, Поступила в 1932 году из Александровского дворца

Когда дети подросли, игры дополнились рукоделием – совсем крошечными, все девочки-цесаревны были приучены матерью шить, вышивать, вязать спицами, мастерить своими руками наряды для кукол и подарки. Александра Фёдоровна считала, что даже маленькие девочки должны быть чем-то заняты, и занималась с ними шитьём кукольных костюмов, уделяя особое внимание национальным костюмам народов Российской империи.





Подлинный медвежонок Альфонсо, принадлежавший Княжне Ксении Романовой.
В тот же день в Александровском дворце появилась копия
знаменитого медвежонка Альфонсо, переданная в Царское Село компаний «Echelle».
История уникальной игрушки началась ещё в 1908 году, когда в праздник Рождества Христова князь Георгий Михайлович Романов подарил своей четырёхлетней дочери Ксении (1903 – 1965) мохерового медвежонка фирмы «Steiff».
Девочка так полюбила мишку, что не расставалась с ним ни на минуту. Игрушка выглядела весьма необычно –медвежонок был ярко-красного цвета.
Няня девочки сшила для него казачью оранжевую форму. Медведя нарекли именем Альфонсо.
Всю жизнь Ксения Георгиевна хранила любимую игрушку как единственное напоминание о детстве и России. В 1965 году медвежонок перешел по наследству к её дочери.
К 100-летию медвежонка Альфонса фирма «Steiff» выпустила лимитированную серию копий мохеровой игрушки.
Одна из них № 301 подарена музею-заповеднику в день презентации нового проекта.




У цесаревича Алексея, двоюродного брата княжны императорской крови Ксении, тоже был мишка фирмы «Steiff», но из более традиционного коричневого плюша.



У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, у детей Николая II было много кукол,  например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».
Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.
Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи. 
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.

 alt
Примерно так выглядела комната великих княжон. Фото с выставки.
Дочери русского императора имели большую  коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимимы были немецкие фарфоровые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в великолепные платья из батиста и атласа, украшенные кружевами.
При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает.

alt
Кукла. Германия - Россия,Конец 19 - начало 20 века. Поступила из Александровского дворца в 1932 году
http://f3.s.qip.ru/VDVAsljW.jpg
Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами.





Каждый день, в час чаепития маленькие цесаревны в белых платьях, подпоясанных цветными шёлковыми кушаками, спускались из детской в бледно-лиловый будуар матери и большую часть времени играли на полу, на огромном ковре, где специально для этого были свалены игрушки.




Искусно выполненная кукольная мебель и тончайшие фарфоровые сервизы участвовали в кукольных чаепитиях и прочих домашних заботах – светский этикет и правила домоустройства постигались в игре. Кроме кукол-барышень были и куклы-морячки, и солдаты, и крестьяне. Помимо них в играх были заняты и мягкие игрушки немецкой фирмы Steiff – слоны, зайцы, медвежата… Незвано приходил большой рыжий кот. И вся эта пёстрая компания требовала угощения, внимания и достойного обращения!

alt

 Можно предположить, что платьица для кукол были сшиты самими царскими дочерьми. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.
http://f2.s.qip.ru/VDVAslju.jpg
Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг.
Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.


Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг.
Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.

Перевезена из Александровского дворца-музея.

Кукла «Матрос». Россия, начало ХХ века.
Фарфор, ткань. Высота 7 см



Вход в детскую охранял солдатик в сторожевой будке, одетый в мундир и клетчатые брюки, и на помощь ему готовы были высыпать другие солдаты и офицеры, облаченные в форму настоящих армейских частей
 


Сейчас уже мало кто знает, что наследники российского престола оказывались в седле с самого раннего детства. Но вот их первой лошадью была деревянная лошадка-качалка. Кажется удивительным, но одна из них пережила всех императоров и даже самое монархию. На ней «скакали» по царским покоям и Павел, и Александры с Николаями, хотя спину и бока скакуна приходилось подкрашивать и лакировать, чтобы Их Величества не занозили себе ноги.

 


http://www.paradkukol.ru/news/2010/DSC_4588-1.JPG




Во что же играли малышки?
На праздники девочки получали дорогие подарки – фарфоровых красавиц всех именитых фабрик Франции, Германии и России. Кроме того, их привозили из-за границы родственники и друзья царской семьи, дарили гости.
Но фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и даже в царской семье, впрочем, и без того привыкшей к скромности в быту, девочек приучали относиться к ним бережно. Дорогие куклы – одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям.






Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно.






Маковский К. Е. Портрет великой княжны Марии Николаевны.1905 год.

В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.
Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние здоровья цесаревича, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее его оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, Алексей воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У него было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.


Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.



Игровая комната Алексея . Александровский дворец в Царском Селе.

Солдатики. Россия, начало ХХ века.
Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века.
Жесть, штамповка, окраска.

 

Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.

В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».

Цесаревичу Алексею из Лондона отец привез индейский вигвам, пирогу, головной убор — чтобы играть в индейцев.


Кегли «Богатыри».
Дерево, точение, роспись по выжиге. Высота 21 см, диаметр 6,5 см.

Велосипед, на котором катался царь.



После того, как 1 августа 1917 года царская семья окончательно покинула свой любимый дом, Александровский дворец в Царском селе, его детская довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как все было еще при своих маленьких хозяевах.
После революции часть интерьеров: «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения.
А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. С экспонатами поступили варварски — их просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно.
Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение музей в В Сергиевом-Посаде с 32-ого года. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.

В 2012 году 2 июня в Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки "Александровский дворец. В гостях на Детской половине."
Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.
17 июля Русская Православная Церковь чтит память святых царственных мучеников. И память эта оживает, когда смотришь на игрушки, которые держали в своих руках царские дети. Из этих фрагментов действительности складывается картинка прошлого, в котором царственным родителям было важно воспитать в своих детях любовь к стране, ее народу и друг к другу. «Что касается детей, — писала в дневнике Александра Федоровна, — то долг родителей — подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».